§ 2. Методы эмпирического исследования

1. Понятие и структура научного метода. Кроме того, эмпирическое исслед. Теоретические методы исследования – необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. К теоретическим методам исследования относятся анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, моделирование.

Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей изучаемых явлений. Последние три по существу представляют собой комплексные методики, включающие определенным образом соотнесенные частные методы.

Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы (от греч. hypothesis — предположение). Если гипотеза доказывается большим числом фактов, она становится теорией (от греч. theoria — наблюдение, исследование). Например, фактом является гибель Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) на дуэли. Научным фактом является знание, которое подтверждено и интерпретировано в рамках общепринятой системы знаний. Методом (от греч. methodos — путь к цели) называется правило, прием, способ познания.

§ 2. Методы эмпирического исследования

Ф. Бэкон называл метод «светильником в руках путника, идущего в темноте». Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.

Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исслед., оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом.

Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исслед. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в систему дисперсии ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение результатов.

Такой подход сводит на нет преимущества эмпирического исслед. В противном случае, как и в ситуации с неадекватными выборочными методами, преимущества методологий эмпирического исслед. Их можно только оценить, и эта оценка зависит от величины ошибки (Хe) присутствующей в любом отдельно взятом Х0. Во всех психол. Контроль переменных в эксперименте, к-рого требует эмпирическое исслед., может достигаться либо при помощи эксперим.

В качестве статистических процедур для анализа данных в этих экспериментах обычно привлекаются корреляционные методы. Эти типы планов довольно широко используются в эмпирических исслед. Психол. исслед., эмпирическое или нет, опирается гл. обр. на данные, получаемые на выборках.

Поэтому здесь следует привести определение «гипотезы», увязанное с методологией эмпирического исслед. Теории, к-рые неизменно подтверждаются эмпирическими результатами повторных исслед. Метод (от греч. methodos – путь) – «путь познания, способ построения и обоснования научного знания, способ, посредством которого познаётся предмет науки». Дадим характеристику некоторым методам этой группы.

Метод абстрагирования тесно связан с другими методами исследования, и прежде всего, с анализом и синтезом. Эти методы дают возможность познать явления, но для проникновения в его сущность они недостаточны.

После первичного построения гипотезы необходимо переходить к разработке методики исследования. Методика исследования – это как бы модель научного поиска, причём развернутого во времени. Научность методики означает её связь с фундаментальными исследованиями, её научную обоснованность.

Обеспечение достоверности, репрезентативности, научной значимости экспериментальных данных достигается благодаря использованию вектора методов исследования. Подразделяются на теоретические и эмпирические. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где méthode < methodus «прием, способ, метод», восходящего к греч. methodos «путь, способ» (meta «пере» и hodos «дорога, способ»). Загузов Н.И. Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования.

Авт.-сост. Е.А. Шашенкова.- М.»Перспектива», 2010 г.метод исследования способ применения старого знания для получения нового знания. ИССЛЕДОВАНИЕ ДОМИНИРУЮЩИХ СВЯЗЕЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА МЕТОДОМ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА Авторы Букаренко, С. Г. Журнал Известия Южного федерального университета.

Методы научно-педагогического исследования

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. 2. В философии науки выделяются методы эмпирического и теоретического познанияЭмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом.

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Особую роль в исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. В основе методов познания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. К общим методам эмпирического исследования относятся обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент. Какие методы входят в теоретический уровень научного познания?

Смотри еще:

  • Развитие мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. Информация о пальчиковой гимнастике, моторной координации у детей, развитие мелкой моторики […]
  • Ооо-премиум в ВолгоградеОоо-премиум в Волгограде Лексус-Волгоград принадлежит ООО «Премиум», которое входит в группу компаний «Агат». Отзыв про сервис хфит В Волгограде. Т.е. это та фирма, в которой светлый образ почти нестареющей Лены […]
  • 808 PureView в линейке смартфонов Nokia и технические характеристики808 PureView в линейке смартфонов Nokia и технические характеристики Еще одна качественная и красивая тема оформления от Khawar. Сделать это можно через режим "Накопитель") Телефон готов к прошивке. Симкарта и карта памяти участия в прошивке не принимают! […]
  • Ангелочек из фетраАнгелочек из фетра Мастер-класс по пошиву игрушки своими руками - совы из фетра предлагает вам сшить Светлана Шмелева. Сшить ангелочка можно из ткани или розового фетра, а украсить поделку – пуговицами, […]