Борис Годунов (опера)

21 октября 1928 — Свердловский театр оперы и балета им. Луначарского. Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только.

Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1868, используя для написания либретто текст Пушкина и материалы «Истории государства Российского»Н. М. Карамзина. Тема — период правления царя Бориса Годунова, c 1598 по 1605, непосредственно перед началом «Смутного времени». Пристав требует, чтобы все стали на колени и молили Бориса Годунова венчаться на царство (хор «На кого ты нас покидаешь»). Вышедший к народу дьяк Щелкалов, сообщает, что Борис и слышать не желает о троне («Православные!

Появляется Борис. Его гнетут сомнения и зловещие предчувствия (ариозо «Скорбит душа»). Проснувшемуся молодому послушнику Григорию Отрепьеву он рассказывает о том, что Борис Годунов виновен в гибели законного наследника престола царевича Димитрия. Оброненное замечание, что Григорий с царевичем — ровесники, рождает в голове Отрепьева дерзкий план: он назовётся Димитрием и вступит в борьбу с Борисом.

Но ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи; это — кара за убийство царевича (монолог «Достиг я высшей власти»). Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит» — ответ Юродивого. Дирижер — В. Бердяев. Борис — Александр Новиков. Балетмейстер — В. Наумкин.

29 сентября 2012 — Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета. 24 октября 2013 – впервые в мире партию Бориса исполнил Гарри Агаджанян, а Федора его сын Михаил. 1921 — Метрополитен Опера, Нью-Йорк. Борис — Шаляпин, Григорий — А. Пертиле. Для Шаляпина в Метрополитен-опера отвели ту же гримёрную, что занимал Энрико Карузо, скончавшийся в августе того же года.

Русский царь и великий князь всея Руси Борис Фёдорович Годунов унаследовал трон Ивана Грозного после смерти его старшего сына Фёдора и царевича Дмитрия. Вину за гибель последнего народ возложил на Бориса.

Опера в четырех действиях 12+

Опера «Борис Годунов» признана мировым шедевром. В основу музыкального произведения легли реальные российские исторические события 1598—1605 годов, когда царствование Бориса Годунова завершилось приходом в Москву поляков и Лжедмитрия. Пушкин в своей трагедии «Борис Годунов» придерживался версии народной молвы — о причастности царя Бориса к преступлению. Именно три оперы — „Иван Сусанин“, „Руслан и Людмила“ и „Каменный гость“ создали Мусоргского, Римского-Корсакова и Бородина.

Мусоргский сам писал либретто оперы, основываясь не только на трагедии А. С. Пушкина, но и привлекая материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и другие исторические документы. Музыкальный критик В. В. Стасов, постоянный завсегдатай этих встреч, так писал об исполнении первых фрагментов оперы «Борс Годунов»: «Радость, восхищение, любование были всеобщими».

Опера Мусоргского «Борис Годунов»

Однако опера не была «одобрена для исполнения на русской оперной сцене». В 1871—1872 годах композитор создает вторую редакцию оперы, завершив ее сценой народного восстания под Кромами, что по-новому осветило ее содержание. Но этот стиль лишь входил в оперное искусство и еще был далек от привычных представлений о пении в опере.

Я попытался решить её в опере». Правда, разрешение было дано лишь на постановку трех сцен, они и были показаны 10 февраля 1873 г. в Мариинском театре. Это было новое рождение оперы, наконец-то принятой слушателями и оцененной. Оперное товарищество под управлением М. М. Бородая и С. В. Брыкина впервые показало в 1902 году эту оперу в Одессе, а в 1903 году эта же труппа привезла свою постановку в Киев.

Большой театр в XXI векеПравить

В середине 1920-х — начале 1930-х годах опера входила в репертуар русской иммигрантской труппы А. А. Церетели, в партии царя Бориса опять выступал выдающийся бас Ф. Шаляпин. Но и на этом история создания оперы «Борис Годунов» не кончается. Цель — в другом: разъяснить, что опера Мусоргского несет в себе столько аспектов, что может трактоваться в каждой постановке неоднозначно. БОРИС ГОДУНОВ», БЕССПОРНО, ГЕНИАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ МУЗЫКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ.

Модест Мусоргский

Именно народ является главным действующим лицом оперы. Традиционно считается, что Борис страдает из-за смерти Димитрия. В первой картине народ даже не знает, кого они просят принять царский престол… Им все равно. Борис желает прежде всего сделать что-либо для народа.

Открытие в 1825 г.Править

Ксения и Федор для него как любимые слуги. Он готов пожертвовать для них всем, но они не в состоянии его понять. Но именно эта власть, сознание того, что во всем мире нет человека сильней его, и тяготит Годунова.

Вначале он лишь жалеет, что в отличие от Пимена, который вел весьма праздную жизнь, он с детских лет лишь простой монах. От этого и вся его наивность. Он не в силах поверить, что Марина Мнишек такая же женщина, как и любая другая. Но вернемся в начало оперы. Григорий получает летопись неподкупного монаха, человека, перед которым он трепещет.

Чем Самозванец значительно отличается от Бориса, это отношением к народу. Пимен в опере не самый важный персонаж, но его слово всегда имеет вес, он силен и мудр. Именно той спокойной мудрости Пимена и не хватает Годунову. Он знает себе цену и понимает, что Димитрий, находящийся в Польше, самозванец, но ему это выгодно. Он хочет, чтобы Годунов сам поверил, что в Польше объявился именно сын Иоанна, что он идет на Бориса, который несправедливо занял его трон. Лишь Годунов — единственная преграда Шуйскому.

Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара. Кроме того, сцена у собора Василия Блаженного (отсутствующая в обеих редакциях Римского-Корсакова) существует в инструментовке М. Ипполитова-Иванова. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение.

Так в оригинальной версии оперы 1869 года слова Бориса в монологе «Достиг я высшей власти»: «Я думал свой народ в довольствии и славе успокоить, щедротами любовь его сыскать!». Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах.

Смотри еще:

  • Лечебные свойства зюзника европейскогоЛечебные свойства зюзника европейского Зюзник европейский – весьма распространенное в Европе и странах СНГ растение. В быту зюзник европейский не применяется. Зюзник европейский малоизвестное лекарственное растение с […]
  • Ботинки на тракторной подошвеБотинки на тракторной подошве Продавец отправит товар с возможностью проверить и оплатить его при получении. Даже учитывая объемность, массивность моделей на толстой плоской или тракторной подошве, это решение […]
  • Клички для животныхКлички для животных От клички зависят наши взаимоотношения с животным. Выбрать кличку не просто. Как пользоваться этим списком кличек? Клички для животных , как и имена для людей, имеют огромное значение для […]