Диагностика педагогической запущенности

Они выражаются разной степенью педагогической запущенности. У детей 3 группы степень педагогической запущенности ярко выражена. В научно-педагогической литературе нет однозначного определения, понятия педагогической запущенности. В педагогической литературе разработаны различные подходы к типологии классификации педагогической запущенности школьника.

Следствием же неправильного подхода к воспитанию, перевоспитанию педагогически запущенных учащихся выступает социальная запущенность детей и подростков. Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. То есть, проанализировав данные подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения.

Педагогическую запущенность некоторые специалисты (особенно западные) относят к одной из стадий (или видов) задержки психического развития. Особенно нельзя отождествлять ЗПР психического типа и педагогическую запущенность, которая также характерна дефицитом знаний и умений.

Диагностика педагогической запущенности

В.Г. Баженов выделяет три группы детей по степени педзапущенности.B группу входят школьники, степень педагогической запущенности которых незначительна. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Детей III группы характеризует отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам.

Обе классификации схожи, так как в основе имеют описательный подход к личности ребенка, его особенностям поведения и развития, общения и овладения различными видами деятельности. При сохранении примерно одного механизма возникновения и развития на разных возрастных ступенях педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику, признаки и проявления.

Вторая стадия — следствие слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению. У младших школьников появляются начальные формы негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе.

Личность такого ребенка характеризуется отрицательной направленностью содержания, устойчивостью в реализации нравственных знаний, идеалов и норм в предпреступном поведении ребенка. У них неустойчивая самооценка и уровень притязаний так же неустойчивый, статус в межличностных отношениях «непопулярный».

Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей

Но иногда эти попытки бывают эгоистичны и это сказывается на статусе ребенка в системе межличностных отношений «принятый» и «непопулярный». Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. В отличие от детей с ЗПР, педагогически запущенные дети легко могут усваивать информацию, в отличие от трудных подростков они поддаются педагогическому воздействию.

Задержка развития правильного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (например, игровой) со временем вырастают в нежелании считаться с общественными нормами. В данном случае преодоление трудностей предполагает налаживание педагогами с детьми доверительных отношений, контроль и помощь в учебной деятельности и в оздоровлении условий семейного воспитания. Но само понятие «педагогически запущенные» в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию «трудные» дети. Мы согласны с мнением Л.М. Зюбина, что между ними есть и различия.

Социально-педагогическая запущенность учащихся младших классов и методы ее коррекции

То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами. Вследствие неправильного воспитания: педагогически запущенные дети, в отличие от детей с ЗПР, быстро запоминают необходимое.

Но не все педзапущенные дети — трудные: многие относительно легко поддаются перевоспитанию, в отличие от нелегкого корректирования нарушений поведения трудных детей и подростков. Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям.

Но следует различать категории детей с ЗПР и педагогической запущенностью, несмотря на то, что проявление обеих аномалий во многом сходно. Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Понятие «педагогической запущенности» характеризует историю воспитания ребенка, а «трудный» — говорит о результатах такого воспитания.

Смотри еще: